Музыкальный форум АПозиция
С 18 по 21 сентября в Малом зале ЦВЗ "Манеж" (наб. кан.Грибоедова, д. 103) будет проходить музыкальный форум "АПозиция"! Музыкальный форум АПозиция - это фестиваль мастеров. Каждый участник Форума - выдающийся мастер в своей области. На протяжении последних 10 лет АПозиция представляет зрителю проекты в самом широком диапазоне, от аутентичной этники или авторской песни до импровизационного джаза или нойза. Участников АПозиции объединяет уникальность, будь то владение инструментом или оригинальность подхода.
В этом году в АПозиции примут участие музыканты из России, США, Швеции, Испании, Финляндии, Бельгии и Украины.

«Фестиваль АПозиция – это попытка уйти от распространенного сегодня формата event, от фактической «продажи» музыки и проектов участников фестиваля как товара.Мы бы приветствовали если бы наш фестиваль больше походил на неформальный конкурс, лабораторию и симпозиум. И чаще всего это нам удается. Самое большое удовольствие я получаю, когда вижу как участники фестиваля ревниво следят за выступлениями коллег из-за кулис.
АПозиция во многом мероприятие для музыкантов, как участников так и зрителей. Это не только ревизия достижений мировой музыкальной культуры, но и попытка выработать и предложить свой подход, и демонстрация отечественных результатов.
За почти 20 лет работы нам удалось существенно инспирировать развитие экспериментальных жанров музыки в стране. Это наш безусловный вклад. Теперь пора работать над шедеврами!»....
Алексей Плюснин, художественный директор АПозиции

…«Для того, чтобы объединиться, сначала нужно размежеваться» - запомнившаяся из неизбежного в нашей молодости вузовского курса истории КПСС ленинская фраза приходила мне с тех пор на ум неоднократно. И вовсе не из-за послужившего поводом для нее пресловутого раскола коммунистов на большевиков и меньшевиков, а в непосредственной связи с делом, которым я занимался и продолжаю заниматься большую часть своей жизни. Дело это – практически необъяснимый и трудно постижимый нередко даже для тех, кто им занимается, феномен так называемой «новой музыки». На поверку музыка эта отнюдь не всегда оказывается новой, иногда корни ее уходят и вовсе в глубину веков, во времена, когда и понятия «композитор» еще не существовало. Она не вмещается ни в какие привычные представления о стилях, жанрах, школах и направлениях. И все же, даже в самых противоположных и не имеющих, казалось бы, ничего друг с другом общего ее проявлениях проглядывается едва уловимое и вместе с тем совершенно явственное единство.
Единство это – в противостоянии штампам, косности и зажатости шаблонной традиционной культуры, культуры, которая сама нередко не осознает своей несвободы. Несвободы от предопределяющих ее бытование жестких правил, канонов и норм - то ли навязчиво-бдительного идеологически-партийного официоза, то ли закосневшего и потому ревниво-бдительного институционального истеблишмента, то ли равнодушного и безжалостного рынка.
Вы скажете, что артисты (художники, музыканты и пр.), идущие наперекор традиции, были всегда. Примеров – несть числа, от Пушкина до Шенберга, от Джойса до Дюшана. Однако лишь в 60-70-е годы прошлого века сформировался огромный корпус музыки, для которого разрыв (размежевание) с традиционной культурой и последующее объединение пусть и в аморфную, но столь эстетически важную концепцию «новой музыки» стали осознаваться как насущная необходимость.
Причин тому было несколько. Еще в 20-30-е годы Нововенская школа в Европе, Айвз и Варез в Америке подготовили почву для революционного, подогретого катаклизмом Второй мировой войны тотального пересмотра всех привычных ценностей. В послевоенной академической музыке воцарился радикальный авангард во всем его многообразии – алеаторика и нон-детерминизм Кейджа, математическое изящество конструкций Ксенакиса, тоталитарная тевтонская мощь Штокгаузена, хулиганская раскованность Кагеля и многое-многое другое. Спустя десятилетие за классикой потянулся и джаз – ОрнеттКоулмен придумал фри-джаз, Сесил Тейлор внес в него сложнейшие академические структурные формы, Сан Ра – инопланетный абсурдизм, а Джон Колтрейн – невероятную прежде в джазе духовную, религиозную насыщенность. В середине 60-х рок отмежевался от поп-культуры, а к концу десятилетия практически сформировал свой собственный авангард. Параллельно усилиями Колтрейна, Филиппа Гласса и Джорджа Харрисона в ткань возникающей новой музыки стала вливаться тысячелетняя вне-западная музыкальная традиция – сначала из Индии, а затем и из всего огромного разнообразия мировой музыки.
В России первая попытка организационного оформления нового движения была предпринята еще в глубокие советские годы – созданный в 1979 году в ленинградском ДК им. Ленсовета Клуб современной музыки давал платформу для всего самого интересного и нового в джазовом, академическом или рок-авангарде, включая в свои программы даже и вовсе экзотическую тогда ориентальную музыку.Похоже строилась программа московского фестиваля «Альтернатива». Десятилетием позже традицию подхватил фестиваль «Открытая музыка», а 90-е годы фокус новомузыкальной деятельности на территории бывшего СССР переместился в Москву в Культурный центр «Дом». В Петербурге эту традицию поддерживает фестиваль SKIIF, а в последнее десятилетие еще и форум-фестиваль «АПозиция».
Эстетические и идеологические корни «АПозиция» для человека сведущего читаются даже в самом названии. С одной стороны, нарочитое А вместо правильного О в начале мгновенно отсылает к легендарному SunRaArkestra – одной из самых знаменитых и самых значительных формаций нового джаза. Ну а оппозиция (помимо своего столь милого для бунтарского духа радикалов общего значения) - еще и намек на rock-in-opposition – удивительное явление в европейской и американской рок-музыке 70-х и 80-х, в котором интеллектуальная изощренность, композиционная сложность и импровизационная раскованность музыки сочетались с недвусмысленно четко заявленной политической и идеологической позицией (оппозицией) по отношению как к культурному истеблишменту, так и к шоу-бизнесу»….
Александр Кан (публицист, журналист ВВС, Лондон)

Поделиться с друзьями

← Назад к списку новостей

x