Выставки: акварели Веры Матюх и  художники московской группы «Маковец»
Выставка акварелей Веры Матюх и презентация каталога
Выставка художников московской группы «Маковец» (1921-1927)

9 сентября 14:00. Окончание выставок 8 октября

Первое из них – выставка акварелей Веры Матюх 1950-х – 1990-х годов – приурочена к презентации нового, только что вышедшего альбома ее работ из музейного собрания.

Вера Матюх – график тонкого и сложного, глубоко индивидуального стиля, метафорического взгляда и блестящей авангардной школы 1920-х – 30-х годов и более позднего времени. Общение с Павлом Кондратьевым, Львом Юдиным, Гертой Неменовой, Владимиром Стерлиговым, пластический подход, опирающийся на разработки Государственного института художественной культуры (ГИНХУКа), руководимого Малевичем, совместная работа в Экспериментальной литографской мастерской с Николаем Тырсой, Алисой Порет, Борисом Ермолаевым, Гертой Неменовой обучение офорту у Елизаветы Кругликовой – всё это составило питательную среду для развития ее особого авторского стиля, графики высочайшего уровня в том понимании, в каком она существовала в 70-е – 80-е годы.

Александр Давидович Боровский, заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея, постоянный исследователь творчества Матюх, написавший самую первую искусствоведческую статью о Вере Фёдоровне в 1985 году в альманахе «Советская графика», как и статью для альбома «Вера Матюх», изданного музеем, так говорит о ее работах:
«…Какие-то акварели могут показаться набросками будущих литографий, в которых будут доведены до логического конца наметки и векторы, уловленные в натурных акварельных набросках. <…> Акварель, похоже, представляется Матюх наиболее подходящим материалом для закрепления нового, всё более изощрённого визуального опыта. Простые мотивы обогащены новым качеством видения, выраженном в своеобразном «лучизме» многочисленных отражений, преломлений, дроблений света, которые как бы огранивают пространственные планы. Матюх отнюдь не отдаётся на волю этой визуальной стихии; напротив, она стремится дисциплинировать её, ввести в русло решения общей образной задачи».
В альбом вошли акварели из серий, созданных Матюх в поздние годы ее творчества, в которых она выразила важный и сложный опыт своей жизни – военный, блокадный, переходного времени 90-х годов: «Дом снесли», «Солдатские матери», «Ритмы улиц», «Рынок». Эти акварели – крупного формата, и в них обобщенные, эмблематичные очертания остро понятого сюжета напоминают и о монументальном подходе художника, которому не суждено было воплотиться в других формах.

Другая выставка представит произведения художников, составивших в 1921 – 1927 годах творческую основу московской группы «Искусство – жизнь», позднее названную «Маковец» (как и издаваемый ими журнал, где печатались стихи Б.Пастернака, П.Антокольского, В.Хлебникова) по старинному названию холма, на котором стоит Троице-Сергиева лавра. По выражению Павла Флоренского, также входившего в этот творческий круг и давшего ему это имя, «Маковец» – «сосредоточенная возвышенность русской культуры».

Эти художники – Василий Чекрыгин, Лев Жегин (Шехтель), Сергей Романович и Константин Зефиров. Те, кто во времена большого слома ценностей сохраняли в новой реальности внутренний смысл изображаемого, свет непреходящего и живого, унаследованный ими от всей предыдущей европейской культуры.
Василий Чекрыгин, умерший в 25 лет, был вдохновителем всего объединения. В манифесте «Наш пролог» Чекрыгин написал: «Мы полагаем, что возрождение искусства возможно лишь при строгой преемственности с великими мастерами прошлого и при безусловном воскрешении в нём начала живого и вечного. Мы ни с кем не боремся, не создаём никакого очередного –изма. Наступает время светлого творчества, когда нужны незыблемые ценности, когда искусство возрождается и требует лишь простой мудрости вдохновенных».
Лев Жегин – самобытный художник и теоретик «тихого искусства», чуждого как «левому» авангарду, так и соцреализму, автор книги «Язык живописного произведения», где искусство понимается им как отдельный, живущий по собственным законам мир.

Константин Зефиров представляет другое направление: лирическое вдумчивое осмысление частной жизни, умение с любовью вглядываться в нее, отраженное с непосредственностью и точностью и напоминающее об офортах Рембрандта и портретах Писарро.

Сергей Романович – художник-философ, теоретик искусства, поэт, выдающийся живописец, большую часть своего творчества в 30-е – 60-е годы посвятивший мистической, религиозной (преимущественно евангельской) теме. На выставке можно увидеть две его живописных работы 50-х гг. – «Тайная вечеря», «Бегство в Египет» и графический лист «Моление о чаше».

Нам представляется очень важным продолжение этой линии, всматривание в этих художников, внимание к ним, их изучение.

На фото: «Бегство в Египет», Сергей Романович


Поделиться с друзьями

← Назад к списку новостей

x